Рецензия на фильм «Хмарочос» («Небоскрёб» Skyscraper) (1983)

Несмотря на очевидные параллели, серьёзно сравнивать картину Роусона Маршалла Тербера с "Крепким орешком" не получается. То ли комедийное прошлое режиссера, то ли вкусы китайских хозяев студии Legendary Entertainment тому виной - но по сравнению с "Небоскрёбом" даже последние релизы потешного "Форсажа" выглядят как документальный репортаж с места событий. Тем не менее, этот динамичный блокбастер быстро возьмет своё - порукой этому главная звезда фильма Дуэйн "Скала" Джонсон, вернувшая из телевизионного небытия Нив Кэмпбелл (звезда триллера "Дикость"), а также продюсер "Разлома Сан-Андреас" Бо Флинн. В ролях - Чин Хань, Пабло Шрайбер, Ханна Куинливан, Ноа Тейлор, Кевин Ранкин, Роланд Меллер, Байрон Манн, Мэтью О’Лири, Адриан Холмс. Бюджет - $125 000 000. Хронометраж - 01:43. Мировая премьера - 11.07.2018. Премьера в Украине - 12.07.2018 (B&H Film Distribution Company).                    Оценка www.kino-nik.ru 6/10

О ЧЕМ КИНО: бывший агент ФБР и специалист по освобождению заложников Уилл Сойер (Дуэйн Джонсон) потерял ногу во время неудачной спецоперации и теперь работает экспертом по безопасности. Его новая работа выглядит особенно интригующе - по протекции боевого друга он приезжает в Гонконг, чтобы оценить перед вводом в эксплуатацию уровень защиты нового, высокотехнологичного небоскреба «Жемчужина». Для этого он получает планшет - своеобразный ключ доступа ко всем системам. Только вот в самом высоком строении в мире далеко не так безопасно, как может показаться сначала. Особенно, если опытные наемники во главе с неким Ботой (Роланд Меллер) получили задание похитить имеющий большую ценность цифровой диск у миллиардера Жао (Чин Хань), владельца «Жемчужины». На нескольких этажах высотки разгорается ужасный пожар, системы пожаротушения не действуют, причем в произошедшем тут же обвиняют самого Уилла. Теперь герой находится в бегах, и ему во что бы то ни стало нужно найти настоящих виновных, вернуть себе доброе имя, а также спасти своих жену и детей, оказавшихся на верхних этажах горящего небоскреба...
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: героизм в рестлинге и героизм в кино требуют от исполнителей очень разного и нередко прямо противоположного. Привыкшие излучать всепобеждающую мощь рестлеры больше подходят не для героических, а для злодейских ролей, где как раз чем круче, тем лучше. Дуэйн Джонсон, выступавший на ринге под бойцовским именем «Скала» – редчайшее исключение из правила. Борец в третьем поколении, американец с самоанскими корнями пришел в кино в 2001 году, когда был на вершине рестлерской славы. Это позволило ему сразу получить злодейскую роль в блокбастере «Мумия возвращается». После этого Джонсон почти десять лет шел к признанию его не мускулистым громилой в кадре, а настоящим актером и полноправным киногероем. Однако, для Джонсона было недостаточно комедий и экшен-комедий. Ему нужны не только веселые, но и серьезные роли. Причем такие, где он в центре внимания, а не прилагается к глобальному разрушению, как в фильмах-катастрофах «Разлом Сан-Андреас» и «Рэмпейдж», или к взводу других звезд, как в цикле «Форсаж». Довольно успешный «Геракл» 2014 года стал шагом в нужном направлении, и Джонсон пошел дальше по дороге, которая привела его в «Небоскреб». «Небоскреб» придумал Роусон Маршалл Тербер. Его попытка снять серьезную мелодраму «Тайны Питтсбурга» коммерческим и критическим успехом не увенчалась, а вот погружение в мир комедий с фильмами «Мы – Миллеры» и «Полтора шпиона» было достаточно успешным. По крайней мере с точки зрения кассовых сборов. Хотя, откровенно говоря, от фильма с Дуэйном Джонсоном стоило ждать большего, чем 217 миллионов долларов, которые собрали «Полтора шпиона». Снимая "Небоскреб", Тербер предпочел опереться на поистине выдающийся триллер – «Крепкий орешек» Джона МакТирнана с Брюсом Уиллисом. Он взял ключевую идею «Орешка», а потом поднял ставки – добавил к захвату небоскреба террористами пожар, который злодеи устраивают, чтобы полиция не помешала им орудовать на верхних этажах. Затем он долил в коктейль трагический зачин в духе «Скалолаза», подсыпал щепотку «Беглеца», где герой одновременно преследует злодеев и убегает от полиции… Так постепенно и сложился замысел «Небоскреба».
Тербер, кстати, совершенно не стесняется того, сколько в картине заимствований. Он говорит, что черпал идеи из лент вроде «Крепкого орешка» и «Ада в поднебесье» (классического фильма-катастрофы о пожаре в небоскребе), чтобы признаться в любви к ним и посостязаться с ними. Ведь сейчас такое кино можно снять на совершенно ином техническом и трюковом уровне, чем в 1970-х, в 1980-х или в 1990-х. Например, если в «Орешке» Джон МакКлейн в основном сражается внутри здания, то в «Небоскребе» центральный персонаж, получивший имя Уилл Сойер, геройствует и внутри, и снаружи постройки, на огромной высоте.
Режиссер настаивает, что, при всей цитатности «Небоскреба», это все же оригинальное произведение, а не сиквел, не ремейк и не экранизация. Что, на взгляд Тербера, выгодно отличает ленту от большинства современных блокбастеров. Когда студия Legendary Entertainment вышла из схватки продюсеров победителем, ей пришлось заплатить Терберу три миллиона долларов – и это только за синопсис фильма! Помимо драматичного сюжета и участия Джонсона Legendary зацепило место действия картины. Когда Тербер однажды побывал в Гонконге, его так впечатлила «вертикальность» китайского мегаполиса, что во время разработки «Небоскреба» он решил, что заглавное здание будет расположено в Гонконге. Legendary же с января 2016 года принадлежит китайскому конгломерату Wanda Group, так что у калифорнийской студии особый интерес к замыслам с китайским привкусом.
К сожалению, серьёзно сравнивать картину Тербера с "Крепким орешком" не получается. То ли комедийное прошлое режиссера, то ли вкусы китайских хозяев студии Legendary Entertainment тому виной - но по сравнению с "Небоскрёбом" даже последние релизы потешного "Форсажа" выглядят как документальный репортаж с места событий.
Разумеется, одного главного героя было недостаточно для успеха проекта. Чем занимается жена главного героя в «Крепком орешке»? Почти ничем. В основном она переживает и ждет, когда кто-нибудь ее спасет. В наши дни, однако, киногероини не должны быть столь пассивны, особенно если это взрослые женщины, а не маленькие девочки. Так что Сара Сойер, жена главного героя «Небоскреба», тоже вносит свою лепту в общее спасение. По сценарию Сара – военный хирург. Она познакомилась с Уиллом, когда спасла ему жизнь после миссии, в которой мужчина потерял ногу. Теперь у них двое маленьких детей, и внимание Сары в значительной мере сосредоточено на них и на муже. Но это все еще женщина с военной подготовкой, и она отнюдь не беззащитна и не безвольна в экстремальной ситуации. Хотя, конечно, Уилл – основной герой фильма, и Сара у него эту честь не отбирает. Роль миссис Сойер досталась Нив Кэмпбелл, канадской звезде хоррор-эпопеи «Крик» и триллера «Дикость». Несмотря на свою большую известность в конце 1990-х и в начале 2000-х, Кэмпбелл не смогла выбиться в большие звезды и прописалась на ТВ. Тем не менее Тербер предпочел ее более заслуженным кинозвездам, поскольку ему понравилось, как она в роли жены смотрится в паре с Джонсоном в роли мужа.
Роль миллиардера Жао, построившего небоскреб, получил сингапурский актер Чин Хань, который много работает на Западе с тех пор, как снялся в «Темном рыцаре» Кристофера Нолана. В частности, он играл в голливудской версии «Призрака в доспехах», в блокбастере «День Независимости: Возрождение», в сериалах «Стрела» и «Марко Поло».
Австрало-британский актер Ноа Тейлор из «Игры престолов», блокбастеров о Ларе Крофт с Анджелиной Джоли и других известных проектов сыграл в «Небоскребе» страховщика Пирса, который оказывается одним из злодеев ленты.
Датчанин Роланд Мёллер из номинированной на «Оскар» датской военной драмы «Моя земля» и из шпионского триллера «Взрывная блондинка» изобразил южноафриканского наемника Боту. Злодей вместе со своими прихвостнями захватывает небоскреб, устраивает пожар и подставляет Уилла, чтобы гонконгская полиция занималась американцем, а не настоящими негодяями. Зачем это Боте? Конечно, ради денег. Однако, все подробности его плана мы, разумеется, разглашать не будем.
Тайваньская актриса с австралийскими корнями Ханна Куинливан получила роль наемницы Сиа на службе у Боты. Пока что Куинливан известна не столько ролями, сколько тем, что она в 2015 году вышла замуж за знаменитого тайваньского поп-кумира Джея Чоу (мы видели его в «Зеленом Шершне»). У пары уже двое детей, и Куинливан проходила прослушивание для «Небоскреба» за день до вторых родов! Еще через три месяца она уже снималась.
Наконец, родившийся в Гонконге и снимающийся на Западе американский актер Байрон Манн («Женщина-кошка», сериал «Стрела») взял на себя роль гонконгского инспектора полиции Ву. Попутно Манн с ретивостью настоящего патриота добился, чтобы картина максимально точно изобразила гонконгскую полицию.
Организация съемок в Китае – большая проблема для западных продюсеров, даже если они работают на боссов из Пекина. Бюрократия, которая видит в каждом голливудце потенциального шпиона ЦРУ, может доставить миллион проблем. И так как действие «Небоскреба» в основном развивается в вымышленном здании и на его стенах, то съемки устроили в канадском Ванкувере, а в Гонконг съездили лишь для того, чтобы запечатлеть виды города и потом вмонтировать их в фильм. За дизайн картины отвечала команда художника-постановщика Джима Бисселла, некогда «открытого» Стивеном Спилбергом во время подготовки к съемкам «Инопланетянина». С тех пор Бисселл работал над такими лентами, как «Близнецы», «Ракетчик», «Джуманджи», «300 спартанцев», «Миссия невыполнима: Протокол Фантом». Главной задачей художника была проработка грандиозного небоскреба – создание его внешнего облика и всех помещений, куда герои попадают. Справился он с ней блестяще - вполне возможно, что кто-нибудь из настоящих архитекторов позаимствует его идеи.
РЕЗЮМЕ: из числа свежих лент с Дуэйном Джонсоном «Джуманджи: Зов джунглей» собрал в прокате почти миллиард долларов, а «Рэмпейдж» – более 420 миллионов долларов. Это вдохновляющие числа для прокатчиков «Небоскреба», которому при бюджете в 125 миллионов долларов будет достаточно заработать 300 миллионов, чтобы считаться окупившимся. Конечно, оригинальным картинам, которые опираются только на звезду и трюки и эффекты, в наше время приходится нелегко, и впечатляющие сборы ленте не гарантированы. Однако Джонсон из тех редчайших нынешних звезд, у кого неплохие шансы собрать толпы зрителей своей физиономией на постере. Его новый фильм подходит для тех, кто хочет развлечься в летний зной, когда не тянет делать ничего более умного. Даже китайские власти с этим полностью согласны – картина выйдет в их прокат в конце июля, хотя обычно середину лета полностью отдают национальным лентам.
подготовил Николай Лежнёв

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *