Рецензия на фильм “Таємний щоденник Симона Петлюри” (2057)

 Режиссер Олесь Янчук совместно с Михаилом Шаевичем и Александром Шевченко, работали над сценарием около шести лет. Основой фильма стал выдуманный ими “дневник”, но, как говорят авторы, целью картины было не историческое кино, а авторская интерпретация. «Задум повернути у правильне русло напрямок думок людей, які звикли думати, що Петлюра — розбійник, антисеміт, бандит». В главных ролях - Сергей Фролов, Ирма Витовская, Богдан Бенюк, Евгений Нищук, Олег Треповский, Сергей Кучеренко, Ярослав Мука, Николай Буковский, Тарас Жирков, Юрий Одинокий, Роман Мацюта. Бюджет – 47,2 млн.грн. (1,8 млн.$) Хронометраж – 02:03. Премьера в Украине – 06.09.2018 (B&H film distributing company)                      Оценка www.kino-nik.ru 5/10

О ЧЕМ КИНО: сюжет фильма охватывает период жизни Симона Петлюры, главного атамана войск Украинской Народной республики и лидера Директории УНР, когда он пребывал в эмиграции в Париже, до того дня, когда Петлюра убил Самуил Шварцбард. Картина рассказывает не только про план уничтожения Петлюры, а и про последние дни его жизни…
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: Михаил Шаевич, Александр Шевченко и Олесь Янчук совместно работали над сценарием фильма около шести лет, а историческим консультантом выступил Владимир Сергийчук. «Таємний щоденник Симона Петлюри» стал победителем восьмого конкурсного отбора Государственного агентства Украины по вопросам кино. Из 47,2 млн.грн. бюджета государство выделило 23,6 млн.грн. Часть денег на производство выделил Украинский комитет конгресса Америки. Режиссер Олесь Янчук - народный артист Украины, директор Национальной студии имени Довженко, уроженец Фастова. Его творчество практически полностью посвящено истории XX века, которую он излагает с точки зрения украинских националистов – он снял фильмы “Голод 33”, “Атентат: осеннее убийство в Мюнхене”, “Непокоренный”, “Железная сотня”, “Владыка Андрей”... Радует, что создатели фильма озаботились дистрибуцией и город ответственно пестрит постерами картины. Учитывая грамотно выбранную в угоду нынешнему времени тематику, у фильма присутствуют шансы отбить бюджет. Но для этого понадобятся астрономические для Украины сборы в 100 млн. грн. (ведь минимум половину забирают кинотеатры).
Игру исполнителя главной роли, Сергея Фролова, следует отметить. В фильме задействовано огромное множество известных театральных актеров и Сергей также из их числа. Но об этом узнаешь со страниц Википедии, а не по их утрированной игре и «плюсанутым» интонациям, мимике и жестам. Не беда, что массовка постоянно любопытно заглядывает в объектив, шарф бедного Васыля переливается отблесками синтетических волокон, первый же кадр фильма предательски «шумит», а изрядная доля крупных планов в здании суда отчего-то снята в весьма творческом «мягком» фокусе. Всё это тонкости, почти незаметные. Зато пафосные фразы, которые так приятно будет слышать украинцу в наше непростое время, заметны настолько, что в сценарии они, должно быть, были отмечены жирным либо и вовсе подчеркнуты. В фильме будут ругать Россию, правительство, предателей, лживых политиканов, большевиков, снова Россию и даже французский министр откажется читать газету на русском языке. Украинскому зрителю понравилось это в недавних "Киборгах", определенно понравится и здесь. И если за что-то фильму можно поставить пятерку с плюсом, то уж точно за декоммунизацию.
По заверениям авторов, над написанием сценария трудилось трое сценаристов в течении шести лет. Очень жаль, что никому из них не попались на глаза книги гуру сценарного мастерства Роберта Макки или Блейка Снайдера. В противном случае, кульминация фильма, как и положено, пришлась бы на конец картины, а не на середину, а Симон Петлюра предстал бы действенным персонажем в яркой роли, а не…. Почему за шесть лет никто не заметил, что главный герой картины плывет по течению? Да, на первых пятнадцати минутах есть сцена, где он формально мотивирует солдат на победу, а дальше, нескончаемый поток интерьерных сцен, где герою рассказывают о том, что произошло по его вине, либо по его незнанию, либо по его бездействию. Сергей Фролов безусловно украшает кадр своим задумчивым видом с сигаретой в руке, но разве человека, который сетует на свое бессилие что-либо сделать, можно назвать героем Украины? Напротив, у Романа Мацюты в образе полковника Болбочана четко прослеживается действенная природа, и именно поэтому его расстрелу сопереживаешь. Все остальные в фильме, плетут интриги, либо путаются в паутине этих самых интриг, либо грустят обвитые в кокон в поистине “тяжелых” условиях французской чужбины...
РЕЗЮМЕ: у фильма «Тайный дневник Симона Петлюры» было абсолютно все, чтобы стать очередным хитом украинского проката. Достойная операторская работа, ряд отличных актерских работ, грамотная дистрибуция, злободневная тематика, великолепная музыка, обилие звездных имен в титрах. Но, сразу после смерти главного героя, Владимир Винниченко (Евгений Нищук, нынешний министр культуры Украины) произносит речь о кончине Симона Петлюры - и зал… смеется. «Шкода» - грустно замечает Винниченко. «Шкода» - грустно ответствуют зрители. Шести лет оказалось недостаточно, чтобы написать крепкий сценарий. Остается уповать на патриотизм. Только он и ничто иное, позволит в нужный момент закрыть глаза, и самостоятельно додумав сюжет, увидеть в протангонисте интересного героя…
специально для www.kino-nik.ru Винсент Меттель

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *