Рецензия на фильм «Смерть Сталина» (The Death of Stalin) (1811)

Шотландский юморист Армандо Ианнуччи начинал с обычных ситкомов, но по-настоящему прославился, когда занялся едкой политической сатирой. Сперва он создал сериал "Гуща событий", высмеивающий британских функционеров, а затем вышел на международный уровень с шоу "Вице-президент", которое вот уже шесть сезонов издевается над высокопоставленными политиками США. После этих двух сериалов было бы логично "потроллить" деятелей Евросоюза или Китая, но Ианнуччи неожиданно снял полнометражный фильм о сталинском окружении. В главных ролях - Ольга Куриленко, Джейсон Айзекс, Стив Бушеми, Андреа Райзборо, Руперт Френд, Джеффри Тэмбор, Ричард Брэйк, Пэдди Консидайн, Майкл Пэйлин, Джонатан Арис. Хронометраж - 01:46. Мировая премьера - 08.09.2017. Премьера в Украине - 25.01.2018 ("Вольга Украина")                       Оценка www.kino-nik.ru 7/10

О ЧЕМ КИНО: ночью 1 марта 1953 года советский вождь Иосиф Сталин получает записку от пианистки Марии Юдиной (Ольга Куриленко) и, после прочтения, падает замертво от сердечного приступа. Когда утром умирающего вождя находит прислуга, у тела Сталина собираются советские лидеры во главе с Маленковым (Джеффри Тэмбор), Берией (Саймон Расселл Бил) и Хрущевым (Стив Бушеми). Удостоверившись, что дни «хозяина» сочтены, партийцы немедленно начинают интриговать друг против друга и решать, кто возглавит страну. По закону новым вождем должен стать Маленков, но Берия использует свое влияние на спецслужбы, чтобы стать «серым кардиналом» за спиной Маленкова. В свою очередь, Хрущев вовлекает в интригу маршала Жукова, у которого непререкаемый авторитет в войсках...
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: шотландский юморист Армандо Ианнуччи начинал с обычных ситкомов, но по-настоящему прославился, когда занялся едкой политической сатирой. Сперва он создал сериал «Гуща событий», высмеивающий британских функционеров, а затем вышел на международный уровень с шоу «Вице-президент», которое вот уже шесть сезонов издевается над высокопоставленными политиками США. После этих двух сериалов было бы логично "потроллить" деятелей Евросоюза или Китая, но Ианнуччи сделал неожиданный кульбит и снял полнометражный фильм о сталинском окружении. Естественно, «Смерть Сталина» – это тоже жесткая сатира, но на сей раз еще и кровавая. Хотя в начале фильма один из второстепенных персонажей заявляет, что расстрелов не будет, без них, конечно же, не обходится. Какое же кино о сталинской эпохе без массовых бессудных расправ! Важно отметить, что «Смерть Сталина» — экранизация комикса французских авторов Фабьена Нури и Тьерри Робена. То есть то, что вы увидите, ни в коем случае не претендует на достоверность. Это едкая и горькая сатира об обыденности зла, показывающая переломный момент в истории Советского Союза, но при этом ни разу не принижающая участников тех событий. Комикс, к слову, довольно-таки скучный. Он читается за 15 минут, после чего возникает вопрос: как Ианнуччи разглядел в нем потенциал для создания одной из ярчайших картин 2017 года? Французы придумали занятную канву: пианистка Мария Юдина (Ольга Куриленко) передает Сталину вместе с записью концерта записку, прочитав которую лидер СССР падает с сердечным приступом, а затем спустя некоторое время умирает.
Когда стало известно, что Ианнуччи снял фильм о смерти Сталина, некоторые российские комментаторы заявили, что это акт информационной войны против России. Но если бы Ианнуччи хотел снять кино конкретно про Путина, он бы так и поступил – за ним бы не заржавело. Основная цель «Смерти Сталина» не в том, чтобы напомнить, как страшна Россия, а в том, чтобы еще яснее и ярче, чем прежде, продемонстрировать главный посыл всех политических проектов Ианнуччи: «Политиканам доверять нельзя».
Ианнуччи всегда изображает высших чиновников недалекими социопатами, которые толком не могут ничем управлять, но зато знают, как удерживаться в своих креслах и производить впечатление на избирателей. Именно такими предстают «сталинские соколы» в «Смерти». Это колоритное сборище пожилых политиканов, которые одновременно властны и трусливы, безжалостны и коварны. Много лет они клялись в верности вождю, но когда они видят умирающего Сталина, они не бросаются ему помогать. Вместо этого партийцы прямо над телом выясняют отношения и точат друг на друга ножи, которые обнажаются еще до того, как тело Сталина оказывается в мавзолее. У каждого из чинуш лишь две цели – выживание и власть. Они годами шли по трупам, чтобы обеспечить себе и то и другое, и они не собираются останавливаться. Вопрос лишь в том, на чьей стороне будет больше соратников и людей с автоматами. Как говорил Паниковский, «это жалкие, ничтожные личности».
А еще они очень смешные. Особенно в первой половине картины, когда они ошарашены и растеряны. Ианнуччи – мастер уморительно показывать сильных мира сего, и он не роняет марку в «Смерти Сталина». Фарс у него получился очень динамичный и остроумный, причем каждый сталинец смешит по-своему. Армандо Ианнуччи умудрился не только найти идеальный баланс между сатирой и серьезным повествованием, но и не скатиться в клюкву, чего можно было ожидать от «Смерти Сталина». Если бы «Оскар» давали за актерский ансамбль, то его можно было бы отдать звездам картины Ианнуччи. Все актеры хороши, но Стив Бушеми играет феноменально. Его Хрущев проходит потрясающую трансформацию. Из шутника, каким он появляется в начале, Никита превращается практически в Кайзера Созе (герой Кевина Спейси из фильма "Подозрительные лица" 1995 года). И пока все остальные ведут себя как брошенные на произвол судьбы злые дети, он выплетает кружевной заговор, приводящий Берию к известному финалу. Показанному, кстати, совершенно в натуралистичном, не комиксовом стиле. Берию играет великолепный британский театральный актер Саймон Расселл Бил. Его можно было видеть в разных фильмах и сериалах («Тарзан. Легенда», «Страшные сказки», «Пустая корона», «7 дней и ночей с Мэрилин»), но здесь Бил получает возможность сыграть одну из самых зловещих фигур в истории и не подводит. Его Берия ни в коем случае не карикатурный злодей; он мягко стелет, но жестко расстреливает. Джеффри Тэмбор (Маленков) играет тщеславного, но трусливого человека, с трудом принимающего решения. Майкл Пэйлин (Молотов) вынужден плясать под дудку Берии, арестовавшего его жену. У Руперта Френда получился яркий дебошир Василий, чья речь на трибуне Мавзолея заставила зал смеяться. Ближе к середине фильма в кадр влетает импозантный Джейсон Айзекс в роли маршала Жукова и на несколько минут перетягивает внимание исключительно на себя. Под руководством Ианнуччи и в исполнении ярчайших актеров главные герои «Смерти» столь комичны, что фильм тянет пересмотреть, как только начинаются финальные титры.
Правда, это желание ослабевает, когда вспоминаешь, что «Смерть Сталина» – это трагичный смех сквозь слезы. Партийцы комичны, но жертвы их режима реальны и многочисленны. В основном это безымянные обыватели, чиновники, люди в погонах, но есть в картине и жертвы с именами. Например, Светлана Аллилуева (дочь Сталина), которая выглядит вначале как наследница престола, а затем становится пресловутым винтиком в большой политике.  Или пианистка Мария Юдина, которая действительно в определенный момент бросила Сталину открытый вызов. Она не боялась вождя, потому что, как верно показано в фильме, была глубоко религиозной женщиной. Правда, в описываемое время ей было за 50, и она выглядела отнюдь не как Ольга Куриленко, сыгравшая Юдину у Ианнуччи. Но это детали, к которым вряд ли стоит придираться в фарсе.
Вообще, в «Смерти Сталина» много отступлений от фактов, и почти все они подчеркнуто тенденциозны и направлены против сталинского режима. Поэтому рассматривать ленту как урок истории или как сбалансированное изображение прошлого ни в коем случае нельзя. Да и странно было бы ждать, что шотландский сатирик скрупулезно разберется в нюансах нашей истории и нашей политики и раскроет нам глаза. В контексте британского кино «Смерть Сталина» проходит не по ведомству байопиков, а по ведомству антиутопий вроде «Бразилии» и «1984» – заостренных фильмов-предупреждений о том, что бывает, когда политики получают всю власть в стране и бесконтрольно ее используют...(Борис Иванов)
РЕЗЮМЕ: даже если рассматривать «Смерть Сталина» как историческое кино и оспаривать его отображение реальных событий, оспорить главный вывод Ианнуччи вряд ли получится. Политика – это в самом деле слишком важное занятие, чтобы полностью доверять его политиканам...
 Николай Лежнев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *