Рецензия на фильм «Русалка. Озеро мертвых» (1989)

Режиссер, сценарист и продюсер Святослав Подгаевский является своеобразным флагманом жанра хоррор– своими картинами "Пиковая дама" и "Невеста" ему удалось привлечь довольно внушительную для жанрового кино аудиторию, продемонстрировать необходимые навыки, умение работать с актерами и материалом. Но, как к идущему в авангарде, к нему и требования выше, и спрос строже – от новой его ленты "Русалка" даже преданные фанаты фильмов ужасов ждали если не прорыва, то заметного движения вперед, однако "квантового скачка" не получилось. В главных ролях - Виктория Агалакова, Ефим Петрунин, Никита Еленев, Сесиль Плеже, Игорь Хрипунов, Софья Шидловская, Дарья Ярцева, Дмитрий Ярцев, Алла Артамонова, Эмиль Салес. Хронометраж - 01:27. Мировая премьера - 13.07.2018. Оценка www.kino-nik.ru 6/10

О ЧЕМ КИНО: накануне долгожданной свадьбы с красавицей Мариной Роман отправляется в старинный загородный дом своего отца, чтобы проститься подальше от лишних глаз с холостой жизнью. В разгар веселья на берегу местного озера Роман встречает таинственную девушку, одновременно притягательную и пугающую, и эта незнакомка занимает все мысли жениха, что очень скоро подрывает душевное и психическое здоровье молодого человека. Не готовая потерять любимого Марина берется разобраться, что же стало причиной недугов ее возлюбленного, и находит подтверждение страшной догадке: между женихом и невестой встала зловещая русалка, проклятая девушка, покончившая с собой от несчастной любви и теперь мстящая мужчинам, которые не способны избежать ее колдовских чар...
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: возможно, многим это уже не кажется увлекательным, а нам по-прежнему интересно наблюдать за тем, в каком направлении развивается (или хотя бы движется) российское кино. На наших глазах в последние 5-7-10 лет прошли волны «любви» ко всевозможным ремейкам, фильмам-событиям, романтическим комедиям, масштабным историческим постановкам, военным драмам, гламурным девичьим переживаниям, ну и к хоррору – отечественные ужасы сегодня снимают много и с удовольствием, причем многими работами вполне можно гордиться как создателям, так и зрителям.
Режиссер, сценарист и продюсер Святослав Подгаевский является своеобразным флагманом жанра – своими картинами «Пиковая дама» и «Невеста» ему удалось привлечь довольно внушительную для жанрового кино аудиторию, продемонстрировать необходимые навыки, умение работать с актерами и материалом. Но, как к идущему в авангарде, к нему и требования выше, и спрос строже – от новой его ленты «Русалка» даже преданные фанаты фильмов ужасов ждали если не прорыва, то заметного движения вперед, однако «квантового скачка» не получилось. Переход на новый уровень не состоялся, хотя лента сделана очень добротно, мастерски выдерживает все требования «хоррор-стандартов» и временами создает правильную пугающую атмосферу. Но вот души и выдумки в «Русалке» маловато.
Идея с привлечением в качестве монстров героев русского фольклора сама по себе весьма неплоха – если ее постмодернистски переосмыслить, то из Кощея, кикимор и прочих гусей-лебедей можно сделать страшил посерьезнее ведьмы из Блэр. Но взятая для старта русалка пока сработала на «троечку» – протянутые из воды когтистые пальцы выглядят здорово, но пугают на самом простом уровне, примерно как Баба-яга Георгия Милляра в сказках Александра Роу. Сегодня на большом экране хочется видеть что-то более впечатляющее, глубокое, но именно глубины, несмотря на озеро в названии, ленте и не хватает – незамысловатая проблема с всплывшей из ниоткуда соперницей достаточно просто и решается.
Вышесказанное вовсе не означает, что фильм плох, наоборот, Подгаевский, поддерживаемый продюсерами Иваном Капитоновым и Джаником Файзиевым, демонстрирует крепкую руку, умело использует наработанные приемы (обряд с зеркалами явно пришел из «Пиковой дамы», а укрытые полиэтиленом и тряпками дома – из «Невесты»), часто, правильно, точно по всем канонам пугает, но все его «фишки» рассчитаны на аудиторию девичью, легко берущуюся на испуг и не слишком сильно задумывающуюся о психологической подоплеке происходящего на экране. Какого-то серьезного «второго дна» у картины, впрочем, и нет – страх потерять любимого человека и самоотверженность лежат на самой поверхности истории. Авторы здесь даже не пытаются обострять игру.
К другим очевидным плюсам ленты обязательно нужно отнести актерский состав, дышащий свежестью и уверенностью, – герои Ефима Петрунина из «Гуляй, Вася!», Никиты Еленева из недавнего «Лета» и Виктории Агалаковой из уже неоднократно упомянутой «Невесты» выглядят живыми людьми, а не функциями, на которых стоят номера, в каком порядке они погибнут от рук монстра, и это уже достаточный повод, чтобы фильм посмотреть. Как и в предыдущих лентах Подгаевского, хороша в «Русалке» работа оператора, декораторов, художников и осветителей – картинка получилась сочной и глубокой вне зависимости от локаций, чего бюджетным хоррорам частенько не хватает. Наконец, сложности работы в воде съемочной группой успешно разрешены, зритель буквально порами чувствует каждую каплю, каждую волну и каждый всплеск, показанные на экране. (Евгений Ухов)
РЕЗЮМЕ: в любом другом случае можно было похвалить авторов фильма «Русалка. Озеро мертвых» за профессионализм, старание, желание раздвинуть рамки привычного и рассказать что-то действительно новое, но поскольку у руля проекта стоят люди, во-первых, себя уже в жанре зарекомендовавшие, а во-вторых, претендующие на дальнейшую работу в этом направлении, понадеемся, что некоторая академичность и прямолинейность ленты послужат трамплином в новые свершения. Создатели «Русалки» доказали, что в совершенстве овладели ремеслом – самое время отправиться в большое плавание по просторам, которые еще не изведаны и оттого более страшны.
 подготовил Николай Лежнев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *