Рецензия на фильм «Инсомния» (No dormiras) (1982)

Производственный бюджет картины режиссера Густаво Эрнандеса составил без малого 10 миллионов долларов, что стало рекордной суммой для скромного уругвайского кинематографа. Ему удалось пригласить на главную роль испанку Белен Руэду, которая впервые снялась в большом кино в возрасте 40 лет, и с тех пор постоянно становится лауреатом различных кинопремий. В ролях - Эва Кватрокки, Наталия де Молина, Герман Палашиос, Эухения Тобаль, Хуан Мануэль Гилера, Сюзана Орнос, Мария Альфонса Россо. Хронометраж - 01:46. Мировая премьера - 11.01.2018. Премьера (РФ) - 28.06.2018.                               Оценка www.kino-nik.ru 6/10

О ЧЕМ КИНО: молодая талантливая актриса Бьянка (Эва Кватрокки) никак не дождется своей первой большой главной роли, ее постоянно обходят конкуренты. Отчаявшись, девушка соглашается на участие в экспериментальной постановке, которую планирует ее кумир, режиссер с мировым именем Альма Бем (Белен Руэда). Эксперимент заключается в том, чтобы заставить актеров перешагнуть границу внутреннего контроля путем лишения их сна – запершись в старинном особняке, где когда-то была психиатрическая клиника, театральная группа готовится дать незабываемое представление. Бессонница в какой-то момент начинает оказывать на Бьянку странное воздействие, у нее возникают видения, она словно проваливается в потусторонний мир, но скоро обнаруживается, что именно этот контакт со сверхъестественным и есть главная цель эксперимента….
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: каждый художник, писатель, режиссер, да и просто творческий человек примерно представляет, какие условия будут для него наиболее продуктивными, в каком состоянии его быстрее настигнет вдохновение и какие координаты облюбовал его персональный Пегас – кто-то должен писать дома в уютном кресле, кому-то для прорыва требуется нерв и стресс, а для кого-то комфорт кроется в пограничных состояниях. Физическое и психологическое истощение – известный способ пробуждения скрытых сил, именно им пользовались с незапамятных времен шаманы и монахи, да и в новейшей истории эксперименты с так называемой депривацией сна или управляемыми сновидениями широко известны.
Герои мистического триллера «Инсомния» – актеры, практикующие бессонницу в качестве средства для раскрытия внутренних резервов и слияния со своим персонажем. После 90 часов бодрствования якобы грань, оберегающая разум от контакта с параллельными мирами, истончается, и артист может соединиться со своим персонажем, особенно если тот реально существовал. Идея не бесспорная, но потенциально весьма увлекательная – отсутствие сна действительно делает восприятие реальности иным, а галлюцинации и неосознанные действия вышедшего из-под контроля мозга и тела могут стать любопытным сюжетным сопровождением.
И поначалу у «Инсомнии» многое получается, картина как минимум изящно решает две важнейшие проблемы современных фильмов ужасов – она находит оригинальный и вполне убедительный повод собрать несколько человек в зловещем загадочном месте и попутно обосновывает логику поведения героев, привязывая их действия и реакцию к дефициту сна. В результате получается собранная логическая конструкция – вот герои, которые не спят и от этого видят то тени, то силуэты, а вот здание, имеющее нехорошее прошлое, и оттого обоснованно «населенное» призраками. Авторам и актерам остается только сохранить созданную атмосферу и довести историю до нетривиального финала…
Увы, но с последним ничего не получается – весь третий акт «Инсомнии» перечеркивает наработанные ранее плюсы. Режиссер Густаво Эрнандес внезапно решает, что снимает он детектив, в центре которого оказывается расследование не существующего убийства, вокруг главной героини вдруг выстраивается вселенский заговор, а на финише создатели ленты и вовсе не нашлись с тонким решением созданной путаницы и аккуратно притворились, что зритель их просто неправильно понял. И это серьезно расстраивает, ведь в какой-то момент «Инсомния» обретает метафорический смысл порога готовности актера или режиссера шагнуть за пределы разумного, лишение сна становится символом жертвы, на которую художник готов пойти в стремлении довести свое произведение до совершенства. Жаль, но Эрнандес, кажется, сам испугался того, что может быть там, за гранью.
Досадно растраченные к финишу перспективы, впрочем, не портят впечатление от игры двух ведущих актрис – Эвы Кватрокки, сыгравшей Бьянку, и в особенности Белен Руэды, блистательно воплотившей в кадре образ требовательной театральной постановщицы. В обеих есть что-то демоническое, но при этом они фантастически красивы и бесконечно искренни в своих чувствах, переданных персонажам. К сожалению, уже традиционно для латиноамериканского кино, второй план фильма смазан и превращен в неразличимое однородное пятно, но противостояние ведущих героинь получилось блистательным...(Евгений Ухов)
РЕЗЮМЕ: как и положено мейнстримному хоррору, «Инсомния» исправно использует классические приемы, безупречно заставляющие зрителей вздрагивать и подпрыгивать в своих креслах, но психологически фильм оказался недотянут. Альма (Белен Руэда) в фильме сравнивает работу актера с выступлением канатоходца, которому никто не желает смерти, но все ждут, что он будет рисковать своей жизнью – так вот «Инсомния» впустую растранжирила внимание, на трос вышла, сделала пару шагов, но затем «включила заднюю» и предпочла пройти по веревочке, лежащей на земле. Вроде бы ингредиенты те же, а эффекта нет. Одна зевота.
подготовил Николай Лежнев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *